Психолого-педагогический консилиум
Работа психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ
Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы.
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Сопровождение детей осуществляют следующие специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, медицинский работник, музыкальный руководитель. Руководит консилиумом старший воспитатель (заведующий).
Педагог-психолог осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников: физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок, характеристика заболеваний за последний год.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.
Воспитатель группы представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребенка, фиксирует: трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт его характера, самочувствие ребенка в детском саду.
Заведующий (Старший воспитатель) организует взаимодействие педагогов, родителей, психологической службы в форме психолого – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
Организационные документы деятельности ППк:
- Распоряжение Министерства просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» № Р-93 от 09.09.2019г.
- приказ Управления образования Администрации г. Апатиты "О внесении изменений в Положение о порядке работы Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Апатиты" №210-4/0 от 29.12.2012г.
- Положение о деятельности Психолого-педагогического консилиума МБДОУ №58 г. Апатиты
- приказ заведующего МБДОУ №58 г. Апатиты "Об утверждении деятельности психолого-педагогического консилиума на 2022/23 учебный год
- график заседаний и план работы психолого-педагогического консилиума МБДОУ №58 г. Апатиты на 2022/23 учебный год
- Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №58 г. Апатиты
В нашем детском саду успешно функционирует ППк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ППк. Плановые заседания ППк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.
Консилиум придерживается этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.
Педагоги определяют:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей,
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять,
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения,
- какую работу могут взять на себя участники консилиума,
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива,
- что можно сделать с помощью семьи,
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Специалисты ППк нашего детского сада выработали алгоритм работы ППк:
1) выявление проблемы у ребенка:
- беседа с родителями;
- диагностика;
2) заседание консилиума;
3) выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка;
4) реализация намеченной программы;
5) отслеживание динамики развития ребенка;
6) при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка;
7) консультация родителей ребенка с рекомендациями по обучению и воспитанию;
8) направление к специалистам,
9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностического обследования ребенка. Намечают план работы с ребенком на год. Отмечают, какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения. Какую работу могут взять на себя участники консилиума, какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива. Что можно сделать с помощью семьи. Каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе. Обсудив все возможные способы оказания помощи ребенку, специалисты консилиума начинают поэтапное и системное сопровождение ребенка.
Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги и медицинский работник ДОУ рекомендуют пройти обследование в поликлинике. При выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи или других отклонений в развитии, направляют его на городскую ПМПк для определения дальнейшего сопровождения ребенка.
Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы.
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Сопровождение детей осуществляют следующие специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, медицинский работник, музыкальный руководитель. Руководит консилиумом старший воспитатель (заведующий).
Педагог-психолог осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников: физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок, характеристика заболеваний за последний год.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.
Воспитатель группы представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребенка, фиксирует: трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт его характера, самочувствие ребенка в детском саду.
Заведующий (Старший воспитатель) организует взаимодействие педагогов, родителей, психологической службы в форме психолого – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
Организационные документы деятельности ППк:
- Распоряжение Министерства просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» № Р-93 от 09.09.2019г.
- приказ Управления образования Администрации г. Апатиты "О внесении изменений в Положение о порядке работы Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Апатиты" №210-4/0 от 29.12.2012г.
- Положение о деятельности Психолого-педагогического консилиума МБДОУ №58 г. Апатиты
- приказ заведующего МБДОУ №58 г. Апатиты "Об утверждении деятельности психолого-педагогического консилиума на 2022/23 учебный год
- график заседаний и план работы психолого-педагогического консилиума МБДОУ №58 г. Апатиты на 2022/23 учебный год
- Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №58 г. Апатиты
В нашем детском саду успешно функционирует ППк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ППк. Плановые заседания ППк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.
Консилиум придерживается этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап — подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап — основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
3 этап — контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.
Педагоги определяют:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей,
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять,
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения,
- какую работу могут взять на себя участники консилиума,
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива,
- что можно сделать с помощью семьи,
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Специалисты ППк нашего детского сада выработали алгоритм работы ППк:
1) выявление проблемы у ребенка:
- беседа с родителями;
- диагностика;
2) заседание консилиума;
3) выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка;
4) реализация намеченной программы;
5) отслеживание динамики развития ребенка;
6) при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка;
7) консультация родителей ребенка с рекомендациями по обучению и воспитанию;
8) направление к специалистам,
9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностического обследования ребенка. Намечают план работы с ребенком на год. Отмечают, какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения. Какую работу могут взять на себя участники консилиума, какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива. Что можно сделать с помощью семьи. Каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе. Обсудив все возможные способы оказания помощи ребенку, специалисты консилиума начинают поэтапное и системное сопровождение ребенка.
Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги и медицинский работник ДОУ рекомендуют пройти обследование в поликлинике. При выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи или других отклонений в развитии, направляют его на городскую ПМПк для определения дальнейшего сопровождения ребенка.